- Николс, Майк
- (Nichols, Mike)Настоящие имя и фамилия: Михаил Игорь Пешковский. Режиссер кино и театра, продюсер, актер. Родился 6 ноября 1931 г. в Берлине (Германия) в русскоеврейской семье. В 1939 г. вместе с родителями эмигрировал из нацистской Германии в США. Когда мальчику было 11 лет, отец умер, и Майклу пришлось зарабатывать на жизнь, сменив множество профессий. Затем он закончил Чикагский университет, где увлекся театром, и прослушал курс актерского мастерства в Студии Ли Страсберга. В конце 50-х гг. М. Николе вместе с группой актеров организовал труппу, которая выступала в кабаре "Компас". Особым успехом пользовались его скетчи и комедийно-сатирические импровизации в дуэте с Элейн Мэй, в 1960 г. их шоу было показано на Бродвее. Здесь в 1963 г. началась режиссерская карьера Николса, сразу получившего известность постановками пьес "Босиком в парке", "Странная пара", "Листки". Дебют признанного бродвейского постановщика в кино впрямую связан с театром — в 1966 г. он перенес на экран пьесу Э. Олби "Кто боится Вирджинии Вулф?" Фильм не прошел незамеченным, интерес зрителей подстегивало участие в нем знаменитой голивудской пары Элизабет Тэйлор ("Оскар" за роль в этой ленте) и Ричарда Бертона, игравших немолодых и несчастливых супругов, которые мучают друг друга своими жутковатыми инсценировками придуманной ими жизни. Картина, построенная по театральным принципам — здесь даже была "разбивка" на действия, — захватывала сюжетом, диалогами и монологами действующих лиц, их обжигающей откровенностью, всплесками ненависти или разочарования, ис тиной, предстающей очередной ложью на следующем витке этих страшных игр. Фильм Николса с его выворачиванием наизнанку темных глубин человеческой души и неприглаженной лексикой стал толчком к резкой критике в печати американского "Кодекса кинопромышленности", выполнявшего определенные функции цензуры.Следующая картина Николса "Выпускник" (по мотивам романа Ч. Уэбба) знаменовала вместе с такими лентами как " Бонни и Клайд" и "Беспечный ездок" приход молодого поколения в американский кинематограф и рождение Нового Голливуда. Режиссеру удалось уловить состояние брожения умов молодежи 60-х, выразив его в образе главного героя, или вернее, антигероя — выпускника колледжа Бенджамена, который вернувшись в обеспеченный родительский дом в пригороде Лос-Анджелеса, испытывает лишь скуку и отвращение, не желая идти по стопам "предков". Он позволяет соблазнить себя настойчивой миссис Робинсон, ровеснице его матери и проводит с ней ночи до той поры, пока не влюбляется в ее дочь Элейн. Бенджамен все время отгораживается от окружающих молчанием, полной инертностью, и метафорой этого отчуждения служит взгляд героя через заглушающее голоса стекло — сквозь очки костюма для подводного плавания, стенку аквариума, потолок современной церкви, где его возлюбленную отдают замуж за другого. Неявный, но ощутимый протест героя в финале воплощается в поступок: похищение Элейн прямо из-под венца и бегство с ней в случайном рейсовом автобусе. Подобный герой нового поколения, решительно отвергавший духовную пустоту старшего, пусть и не предлагая ничего взамен, завоевал огромную популярность у молодежной аудитории, так же как и сам исполнитель роли Бенджамена Дастин Хофман, выдвинутый на "Оскара".Достигнув вершины чуть ли не в самом начале своей кинокарьеры — "Выпускник", будучи одним из кассовых лидеров, получил "Оскара" за режиссуру и несколько "Золотых Глобусов", — М. Николе продолжает в начале 70-х фильмами "Уловка 22" и "Познание плоти" удачное освещение тем, находящих живой отклик у публики. Экранизация нашумевшего антивоенного романа Дж. Хеллера "Уловка - 22" (переведенного на русский язык), снятая в соответствующем литературному оригиналу гротескном, порой сюрреалистическом ключе, пробуждала ггротест не только против жестокого абсурда войны как таковой, но конкретной "грязной" войны во Вьетнаме, А "Познание плоти" (истинный бенефис молодого актера Джека Николсона), картина сугубо театральная, построенная на диалогах, раскрывала философию свободной любви, взгляды мужчин на секс, подводя в финале к пессимистическим выводам. После выхода на экран в 1973 г. очередной экранизации — "День дельфина" по роману Р. Мерля, где главной притягательной чертой было участие двух прирученных дельфинов, в кинотворчестве Николса намечается спад и среди проходных картин этого десятилетия резонанс вызывает лишь одна его остросоциальная лента "Силквуд" (1983). Сделанная в традициях реализма биография профсоюзной активистки Карин Силквуд, 2 8-летней работницы атомного завода, которая вступила в борьбу с администрацией, скрывавшей факт радиоактивного излучения, и погибла в загадочной автокатастрофе, показывала противостояние личности и подавляющей ее системы. Живую достоверность картине -придавал характер героини, созданный Мерил Стрип. Актриса сыграла также главные роли в фильмах Николса "Ревность" (по роману Н. Эфрон) о крушении семейных уз, и "Открытки с края света" (на основе бестселлера К. Фишер), затронувшем болезненную тему алкоголя и наркотиков в артистической среде. Во всех картинах Николса, постоянно работающего в театре (он лауреат нескольких премий "Тони"), первостепенное значение придается исполнителям, — в них заняты такие звезды как Джек Николсон ("Познание плоти", "Ревность", "Волк"), Гаррисон Форд ("Деловая девушка", "Что касается Генри"), Джон Траволта ("Основные цвета"). Это обусловлено тем, что режиссера больше всего интересуют взаимоотношения людей, нравственная проблематика. Тема и персонажи (как правило, взятые из литературного источника) определяют у Николса стиль и даже жанр фильма, его кинотворчество не отличается единством авторского почерка и формальными изысками киноязыка. В последних его картинах 90-х гг., хорошо принятых зрителями, заметно стремление не отстать от времени — внести свою лепту в триумф политкорректности в американском обществе комедией "Птичья клетка", римейком французской ленты 1978 г. "Полна клетка дураков", или же предложить свою вариацию мистической страшной сказки об оборотнях с современными спецэффектами в "Волке". В "Основных цветах" Николе показал "кухню" предвыборной президентской кампании, прочертив мотив случайного романа героя, отсыпающий к актуальному скандалу, связанному с Б. Клинтоном. Эти фильмы, подтверждающие мастерство постановщика, лишены однако того духа новизны, которым были проникнуты его первые ленты конца 60-х - начала 70-х годов.Т. ВетроваФильмография:◘ "Кто боится Вирджинии Вулф?" (Who's Afraid of Virginia Wolf?), 1966;◘ "Выпускник" (The Graduate), 1967;◘ "Уловка 22" (Catch - 22), 1970;◘ "Познание плоти" (Carnal Knowledge), 1971;◘ "День дельфина" (The Day of the Dolphin), 1973;◘ "Состояние" (The Fortune), 1975;◘ "Джильда в прямо"" эфире" (Gilda Live), 1980;◘ "Силквуд" (Silkwood), 1983;◘ "Ревность" (Heartburn), 1986;◘ "Билокси блюз" (Biloxi Blues), 1987;◘ "Деловая девушка" (Working Girl), 1988;◘ "Открытки с кроя света" (Postcards from the Edge), 1990;◘ "Что касается Генри" (Regarding Henry), 1991;◘ "Волк" (Wolf), 1994;◘ "Птичья клетка" (The Birdcage), 1997;◘ "Основные цвета" (Primary Colors), 1998.Библиография: Туровская М. "Кто боится Вирджинии Вулф?" //Искусство кино. 1967. N 12; Брэкман Д. Уловка - 22 //Но экране Америка. М. 1978; Nichols М. Without Cutaway;. Int. by G. Smith //Film Comment. 1991. May-June; Biskind P. Compromising Positions //Premiere (USA). 1998. April.
Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. Т. Н. Ветрова, А. Н. Дорошевич, И. А. Звегинцева, Д. Л. Караваев, Е. Н. Карцева, Г. В. Краснова, М. Л. Теракопян, Т. С. Царапкина. 2002.